Мышечно-фасциальные и связочно-фасциальные цепи туловища, конечностей и их взаимосвязь с мышечно-скелетной системой в целом
Семинар 1.1
Основной причиной формирования болевых синдромов в области мышечно-скелетной системы является нестабильность суставов позвоночника и конечностей. Чаще всего это связано с потерей стабилизирующей функции мышечно-скелетной системы и формированием патологической активности МФЦ рук, с последующей перегрузкой мышц других регионов и развитием нестабильности суставов, их функциональных блоков, а также явных и скрытых компрессионных синдромов.
Впервые будет предложена оригинальная методика диагностики мышечно-фасциальных взаимосвязей между мышечными, фасциальными и связочными структурами мышечно-скелетной системы, объясняющая частую причину скрытой компрессии нервных волокон и нестабильности суставов.
Особое внимание будет уделяться глубинной МФЦ обеспечивающей поперечную стабилизацию 7 диафрагм тела.
Будет также представлена методика оценки взаимодействия между МФЦ туловища верхних и нижних конечностей, при которых сокращение мышц руки приводит к неврологической дезорганизации со стороны мышц туловища и нижних конечностей с последующим формированием нестабильности таза и наоборот.
В общепринятой классификации взаимосвязи мышечно-скелетной системе в основном рассматриваются мышечно-фасциальные цепи. Однако, в формировании патобиомеханики туловища большую роль играют связочные цепи, формируя нестабильность суставов.
Основная идея заключается в том, при формировании паттерна ходьбы сигналы, поступающие в мозг от противоположных частей туловища (руки и ноги), анализируются не изолированно (от связки ноги, и от связки руки), а парно, как единый сигнал. Например, флексоры руки связаны рефлекторно (по закону паттерна ходьбы) с флексорами противоположенной ноги.
В том случае, если один из суставов не работает, то естественно, что и афферентация, поступающая от него в мозг - будет недостаточна по сравнению с нормальной афферентацией, поступающей от ассоциированной связкой. При снижении активности одного из сигналов, образующих пару, нормальный сигнал от другой связки, воспринимается -как избыточный. В результате в ассоциированной связке, имеющей нормальную афферентацию, возникает ложное ощущение боли Любое воздействие на болевой участок только усиливает ощущение боли И только активация ассоциированной (составляющей пару) связки устраняет боль в другом участке тела. Это позволяет устранять хроническую боль пациента, работая на удаленных регионах.
Другими словами, у пациента с болью в плече при патологической активности связочных цепей необходимо проводить коррекцию на связках тазобедренного сустава, а с болью - в области головы – производить коррекцию на крестце и копчике.
Будет представлена методика оценки взаимодействия между МФЦ туловища, верхних и нижних конечностей, при которых сокращение мышц руки приводит к неврологической дезорганизации со стороны мышц туловища и нижних конечностей с последующим формированием нестабильности таза.
Предлагается овладеть практическими навыками протокола дифференциальной диагностики восходящих и нисходящих взаимовлияний между 24 МФЦ (а именно 8 МФЦ правой и левой нижней конечности и по 4 МФЦ правой и левой руки) с поиском приоритетного поражения одной из них.
Планируется детально представить методы динамического и статического переобучения с активацией изолированных МФЦ или их комплекса и включение их в паттерн ходьбы.
Данный семинар требует тщательной подготовки, знаний анатомии расположения связочных структур и их ассоциативных связей.
"Я, Елена Александровна, доктор-невролог из Ставрополя. Стаж моей работы 15 лет. Специфика работы в том, что ежедневно обращаются пациенты с мышечно-тоническими и миофасциальными синдромами различной локализации. Все они нуждаются в восстановлении трудоспособности в минимальные сроки. Ранее я регулярно делала паравертебральные, в/м блокады, блокады триггерных точек. У части пациентов удавалось достичь быстрого локального эффекта, но я понимала что прежде всего нужно найти и лечить причину болевого синдрома. Что существуют определённые группы пациентов со слабой мышечно-связочной конституцией, у которых обострения зачастую связаны с длительными статическими нагрузками. Кроме того определённая группа синдромов- «после того как понервничал» или «болит перед утром 2 часа». Представления классической неврологии не давали ответа на многие вопросы, после изучения мною рефлексотерапии вопросов появилось ещё больше. Когда я узнала о существовании прикладной кинезиологии и профессора Людмилы Фёдоровны, которая активно изучает, развивает и «прикладывает» знания каждый раз индивидуально, пришло и осознание того, что это медицина будущего и появились ответы на многие вопросы! Обучение в Академии-это мечта не только любого думающего и ищущего врача, но и многих преподавателей. Хочется выразить своё восхищение организацией учебного процесса: материал многократно повторяется, дублируется видеоматериалами и ассистентами, об’ясняется на муляже скелета а также индивидуально на курсантах. Есть возможность индивидуально отработать навык ММТ под руководством терпеливого преподавателя, чётко преподносится анализ ошибок и индивидуальные особенности тестируемого и тестирующего. Оказалось полезным в процессе текущего семинара позаниматься у разных преподавателей, это помогает «сложиться пазлу». Отдельное спасибо за организованную комнату для приёма пищи, водичку для тонизирования уставшего мозга. Татьяна Александровна - наш добрый путеводитель и советчик. Хотелось бы отметить отличное качество съемки представленных видеоматериалов. Я довольна обучением в Академии: мне довелось проходить обучение на разных кафедрах, но именно здесь «домашняя» атмосфера очень поддерживает и помогает. Не нужно думать не о чем. Осталось дело за главным: готовиться к следующему этапу и применять полученные знания на практике.
Елена Пшунахова (Ставрополь)".
"Уважаемая Людмила Федоровна, уважаемые сотрудники кафедры.
Огромное спасибо вам за создание вашей кафедры, вашу работу. Организация наших 3-х годичных курсов вызывает только восхищение, попытки ( мысленно) внести предложения по улучшению работы, при дальнейшем обдумывании вариантов, приводит к пониманию, что все работает идеально. Первый семинар и подготовка к нему вызвала трудности : непонимание необходимости тех или иных знаний или навыков, огромный материал для усвоения в короткие сроки, но возможно именно ощущение цейтнота и заставляет максимально концентрироваться во время семинаров. Методички написаны сложно , но только для неподготовленных, и без практических занятий их информационная ценность снижается. Но уже после первого семинара информация , представленная там становится более понятной, и также становится понятным и важным практически каждое слово. Спасибо вам. С нетерпением жду продолжения обучения, и как это не странно, летних каникул и , главное, отпуска для спокойного повторения и усвоения пройденного матриала.
С уважением Егорова Е.Г."
"Если сравнивать с предыдущим блоком по ММТ, то несомненно знания МФЦ значительно расширяют клиническую диагностику и показывают картину нарушений более целостной.
С момента прохождения обучения и внедрения диагностики по МФЦ, я не перестаю удивляться простоте, точности и достоверности данной диагностики. То ли еще будет ...))
Очень впечатлило взаимосвязи МФЦ и определение приоритетной МФЦ.
Очень признателен Вам, Людмила Федоровна и преподавателям вашей кафедры.
Ответить на вопросы письменно по эл почте
1.1.(1 часть) Васильева Л.Ф., Кузнецов О.В. Мышечно-фасциальные цепи. Анатомо-физиологические особенности биомеханики и патобиомеханики мышечно-фасциальных взаимосвязей верхней конечности, топография 4 основных мышечно-фасциальных цепей руки. Синтезированы материалы Т. Майерса, Д.Лива, В.Янды, J. Trevell., D. Simons и дополнены мануальным мышечным тестированием.
1.1.(2 часть) Васильева Л.Ф. Мышечно-фасциальные цепи Анатомо-физиологические особенности биомеханики, топография 9 основных мышечно-фасциальных цепей. Синтезированы материалы Т. Майерса, Д.Лива, В.Янды J Trevell., D. Simons и дополнены мануальным мышечным тестированием.