Новые подходы к системе обучения врача


Л.Ф. Васильева
Российский государственный медицинский университет Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ. Научный центр прикладной кинезиологии и восстановительной медицины, Москва

В современной медицинской практике врачи разделены на полюса:

1. Врачи, использующие нозологический подход к определению тактики заболевания. Например, когда у пациента гастрит, подтвержденный инструментальными методами, врач, согласно разработанным инструкциям, проводит курс лечения, если вдруг он не помогает, проводится другой вариант лечения, третий и т.д.

2. Врачи, использующие целостный подход к пониманию причинно-следственных взаимоотношений на основе синтеза различных частей в единое целое (врачи традиционной медицины, гомеопаты, мануальные терапевты, иглорефлексотерапевты).

Их различие проявляется не просто в использовании определенных методов диагностики и терапии, но и в самом типе мышления.

1. Тип мышления, существующий в классической медицине – аналитический. Это придание максимальной значимости локальным, чаще всего механическим или химическим нарушениям в организме, которые сиюминутно манифестируют клинически (например, синдром малой грудной мышцы, компрессия плечевого сплетения, пневмония, гастрит, колит). В классификации преобладает разделение заболеваний по локализации очага поражения, интенсивности и продолжительности клинических проявлений. В то время как для традиционной медицины характерен интегративной тип – системное мышление, опирающееся на взаимосвязь, взаимоотношения существующих нарушений в различных системах организма (например, спазм малой грудной мышцы – это следствие гипотонии большой грудной мышцы как возможный результат поражения желудка или печени, как следствие патологической активации висцеро-моторных связей, а может быть результат дисбаланса энергии в меридианах желудка и печени или следствие перенесенного эмоционального стресса с преобладанием эмоции гнева или раздражения) могут быть разные варианты происхождения заболевания у разных пациентов, а клиника – одна и та же.

2. Для классической медицины основной структурой для осуществления управления является иерархия. Основа и модель для других наук – механика, даже названия наук произведено по аналогии с элементами стройки, например, фундаментальные науки. Примером для медицинской практики служит распространенное представление, что нормальная функция позвоночника – основа для нормальной функции нервов, межпозвонковых мышц и устранения болевых синдромов. Для традиционной медицины более естественно рассматривать патогенез заболевания как сеть функциональных взаимоотношений, Например, возможны не только ветебро-мышечные, но и мышечно-вертебральные, меридианально-вертебральные, вазально-вертебральные взаимовлияния с равнозначной степенью важности каждого из них. Основой и моделью для других наук является представление об организме как сети функциональных взаимоотношений, в которой каждый узел – новая цепь взаимоотношений.

Особенно эти два подхода различны в понимании путей взаимоотношения составляющих элементов организма. А именно – в классической медицине господствует мнение о существовании строгой системы взаимоотношений между составляющими элементами, и они подчинены определенной организации по аналогии с системой господства и контроля. Основной опорой для постановки диагноза являются инструментальные методы диагностики, верифицирующие конкретные патоморфологические признаки (грыжа диска, опухоль, спазм или дилятация сосудов). Или состояние функции (ЭИГ, УЗИ, ЭКГ). Данный подход предусматривает нозологический подход к пониманию причин возникновения заболеваний пациента. В то время как в традиционной медицине преобладает системный подход к определению причин заболевания.

Врач традиционной медицины подходит к организму как самоорганизующемуся существу, создающему систему взаимоотношений внутри других систем, где части создают друг друга и используют собственные методы диагностики (пульсовая диагностика, суставная игра суставов позвоночника и конечностей). При этом они используют определенный патогенетический подход к пониманию причин заболевания и специфические методы его коррекции. Например, врачи-гомеопаты (использующие для лечения разной патологии гомеопатию), мануальные терапевты, утверждающие, что в основе многих заболеваний лежат патобиомеханические нарушения и в связи с этой трактовкой применяют мануальную терапию. Иглорефлексотерапевты видят в основе всех заболеваний нарушение тока энергии, наличие патобиоклиматической энергии и обосновывают необходимость акупунктурного лечения.

А врач-кинезиолог, владея методами оценки активности рефлекса на растяжение скелетных мышц, должен определить наиболее эффективный метод из методов как классической, так и традиционной медицины. Нельзя оказать мануальное воздействие на одну структуру, не повлияв на другую.

3. Подход к лечению. Если в классической медицине наиболее успешен выверенный стандарт назначения медикаментов, физиолечения при данной патологии, которые проверены на животных и апробированы на других пациентах, то в традиционной медицине существующая нозология рассматривается как клиническая манифестация определенного уровня декомпенсации патологического процесса на уровне энергетического баланса (иглорефлексотерапия) ограничения подвижности позвоночного двигательного сегмента (мануальная терапия).

Несомненно, подход, используемый традиционной медициной, существенно дополняет классический подход к лечению заболеваний и создает цельность системы врачевания. Но и на современном уровне существования патологии такой подход недостаточен, так как теряется возможность обоснования перехода с иглотерапии на мануальную, гомеопатическую и возврата к классическим неврологическим подходам.

Ведь патогенетически значимый участок может быть расположен в совершенно удаленном участке человеческого организма. Например, компрессия седалищного нерва как результат спазма укороченной грушевидной мышцы. Но сам спазм тоже вторичен, как реакция мышцы-антагониста на расслабление противоположной грушевидной мышцы вследствие компрессии нижнепоясничных нервов на уровне поясничного отдела позвоночника протрузией диска. Но ведь и протрузия тоже является следствием дисбаланса мышц разгибателей спины, квадратной мышцы и пояснично-подвздошной поясниц как проявление компрессии верхне-поясничного сплетения. Что в свою очередь является проявлением спазма торако-люмбальной диафрагмы или результат компрессии диафрагмального нерва, или эмоционального генеза, или дисбаланса энергии на уровне канально-мерилианальной ситсемы и т.д. Для того чтобы осуществить этот поиск причины нарушения и подтвердить его нахождение восстановлением рефлекторной деятельности нервной системы, необходимо наличие обратной биологической связи с организмом. При этом у каждого человека, как показывает опыт кинезиологической диагностики, будет абсолютно разная комбинация необходимых методов восстановления здоровья, дозировок препаратов, даже время их использования. Врачу традиционной медицины необходимо овладеть различными специальностями, позволяющими воздействовать на структуру тела (вертебральная, висцеральная, краниальная мануальная терапии), на химические процессы, происходящие в нем (аллопатия, гомеопатия, фитотерапия), на энергетическое состояние (иглотерапия), эмоциональное состояние (ароматерапия, цветочные эссенции, психокоррекция).

4. Оценка результатов для классической медицины происходит по количественному принципу устранения интенсивности признаков заболевания конкретного органа (уменьшилась выраженность и.т.д.) Для традиционной медицины важны качественные изменения.

Таким образом, оба подхода к пониманию здоровья и болезни классической и традиционной медицины равнозначны и взаимодополняют друг друга. Устранилась патологическая рефлекторная висцеро-моторная реакция или нет, и насколько пациент адаптирован к воздействию внешних и внутренних факторов.

Однако если специалист классической медицины может обойтись знаниями своей узкой специальности, то для врача традиционной медицины это нереально. Ему необходимо быть и рефлексотерапевтом, и гомеопатом, и мануальным терапевтом, но самое главное – кинезиологом, ибо только кинезиология собирает все взаимовлияния в единое целое и обладает биологической обратной связью с организмом пациента, подтверждая для себя и пациента правильность выбранного пути. При этом обучение методам традиционной медицины происходит разрозненно, в одном месте обучают рефлексотерапии, в другом – гомеопатии, в третьем – мануальной терапии, а кинезиологии – только в четырех вузах страны. Нет общего синтеза взаимопроникновения и взаимодополнения методов традиционной медицины и поэтому, естественно, нет формирования мировоззрения врача-кинезиолога.